Крипта нейронных связей



в зазеркалье очков
в крипте нейронных связей
смыслы ваших случайных слов
расшифровывающее
кареглазое существо

URL
read or die
Лексикон прописных истин: Джулиан Барнс есть незатыкаемый фонтан остроумия и эрудиции. Он пенится, шипит и прыскает в разные стороны кипятком, как лопнувшая труба отопления. Он мог бы быть музейным гидом, ведущим популярных передач о культуре и искусстве или блогером с миллионами преданных подписчиков, но вместо этого он делает вид, что пишет романы. Я говорю "делает вид" не в укор, но потому что все, что я у него читала ("Нечего бояться", "Открой глаза", "Портрет мужчины в красном", "История мира в 10.5 главах" и в некоторой степени даже "Шум времени"), больше похоже на эссе, чем на художественную литературу, и "Попугай Флобера" не исключение. Это какая-то борхесовская постмодернистская фишка: автофикшен, притворяющийся выдумкой, притворяющейся автофикшеном, смешивается со статьями из Википедии Британники в пропорции 1:5 и катапультируется в четвертую стену. Кто не спрятался, Барнс не виноват. Если вы вдруг не читали Флобера (минутка публичного позора: я вот не читала), и поэтому думаете что вам не сдались литературоведческие басни о нем, подумайте еще раз. Вот вам отрывок для размышлений.

бонус

P.S. Обратите внимание на перевод. Шинкарь не хорош.

read or die
"Сон Сципиона" Йена Пирса - это детально проработанный и красиво выстроенный исторический роман о Провансе трех эпох - времен заката Римской империи, Черной Смерти и немецкой оккупации во Вторую мировую. Но, как и "Перст указаующий", о котором я уже писала, в действительности это нечно совершенно иное. Я бы назвала это философским рассуждением на тему морали в античном вкусе, с композицией аристотелевского силлогизмома, где истории двух первых персонажей служат посылками, а третьего - выводом. И все три - трагичны с поистине шекспировской безжалостностью. Первый - галльский аристократ, прекрасно образованный, многоопытный и властный - ищет способ спасти свою родную провинцию от разорения варварами. Второй - безвестный средневековый поэт, юный, невежественный и импульсивный - пытается понять содержание старинной рукописи за авторством первого. Третий - французский филолог, прячущийся от тьмы вокруг в свою работу - по фрагментам реконструирует трагическую судьбу второго. И все трое в конце концов оказываются перед одной и той же дилеммой, неизменной, но принимающей обманчиво несхожие обличья: когда приходится выбирать из двух зол, как понять, которое из них хуже?

Если сумировать весь текст в одно предложение - то это история холокоста в трех показательных фрагментах.
Если пытаться свести к трюизму - то благими намерениями... и далее по тексту.
А если представить как дуэль философских школ - стоицизм против идеализма. Три - ноль.

бонус

10:00

Тилль

read or die
"Тилль" Даниэля Кельмана - страшная книга. И грустная тоже. И в ней много страдания и насилия в психологически точной, на грани нестерпимого, приближающей оптике. Потому что это книга о войне, книга о ведовских процессах, книга о беспризорной жизни бродячих артистов и безысходной жизни голодных крестьян в начале 17 века в Германии времен тридцатилетней войны. И это очень, очень хорошая книга.
Я все еще считаю "Измеряя мир" Кельмана одним из лучших прочитанных мною художественных текстов, и хотя там гораздо больше моего любимого безумия и абсурдного юмора, чем в "Тилле", "Тилль" все равно сильнее. Он бьет наковальней по голове, и с размаха. Он как кошачье пианино из книги - надеюсь однажды его развидеть - делает вам больно множеством способов, доставая из души множество сложных звуков. Это книга поучительно проворачивающая читателя через мясорубку выдуманых страданий (и то, что выдумано - тоже правдиво). Но еще это книга о несокрушимости человеческого духа, неизбежности прогресса и справедливости истрической памяти, пусть не фактологической - так хотя бы художественной. Это страшная, чудовищная, печальная, но, как ни странно, обнадеживающая книга.
А еще мне пришлось ее читать всю ночь, и весь мой с боем добываемый режим пошел коту под хвост. (Развидеть пианино, развидеть.) А теперь я выпью успокоительное, лягу спать и попытаюсь навсегда забыть хотя бы половину прочитаного. (Это ваше предупреждение, если оно вам нужно.)

бонус

read or die
Безумный "Молочник" Анны Бёрнс — первая книга этого года, твердо вознамеревшаяся стать в нем лучшей. И окончательно подружить меня с Оруэлловской премией за политическую художку. Под обложкой - мир эвфемизмов и умолчаний, Белфаст 70-х - это когда ИРА и оранжисты, когда цикл насилия и мести за насилие и мести за месть и много-много трупов, вы наверняка слышали "Zombie" The Cranberries, даже если не слышали больше вообще ничего. "Молочник" - едкое, умное и, подобно принцу датскому, притворяющееся сумасшедшим, наблюдением над обществом, живущим в таких обстоятельствах, глазами ходящего по самому его краю маргинала. Вернее ходящей. И читающей на ходу. В "Молочнике" нет ни одного случайного персонажа, ни одной лишней детали и, если так подумать, прекрасна практически каждая строчка, что компенсирует любые сложности с хронологически запутанным потоком сознания и непробиваемостью недосказанностей и эвфемизмов. А еще книга довольно забавная. Такой мрачной забавностью похоронных анекдотов, над которыми не особо посмеешься. И еще спойлер.

P.S. А в качестве длинного информативного комментария можно пойти и прочитать "Ничего не говори" Патрика Раддена Кифа, но вот там уже совершенно точно нет ничего смешно.

бонус

16:52

Игра

read or die
Не знаю, как у вас, а у меня на полках несколько десятков непрочитанных книг, а список задуманного к чтению перевалил за семь сотен. Их количество давит, а выбор следующей книги не многим отличается от тыканья в небо. Возможно поэтому, а может просто взбесившись с жиру, в недобром новом году я задумала подыграть Великому Случайному по правилам, предложенным одним из моих любимых книжных блогеров (youtu.be/sl6NEuMRXF4?si=PjS9nyTq_EQZcEDw), но выкрутив уровень безумия на максимум: по задумке, в каждый месяц года следует читать одну книгу, соответствующую придуманному Беном правилу, я же в соответствующий месяц планирую читать только такие книги. Раз уж ограничивать себя - почему бы не делать это по полной программе? Моя обычная скорость чтения - от двух до шести книг в месяц, около 50-60 книг в год. Мой нежадный план будет расчитан на три книги в месяц, читать больше/меньше можно, но нарушать правила нельзя, за единственным исключением: можно дочитывать книги начатые в предыдущие месяцы. (еще одно послабление от автора игры: в этом году любую книгу в любой месяц можно заменить на книгу Агаты Кристи)

итак, план:

А есть ли у вас планы на год? Если хотите, можете поделиться.

read or die
Мне тут очень понравилась книжка, которая не должна была мне понравится, по крайней мере, на 56 странице можно обнаружить гневное "автор, а не мудак ли ты?" моим раздраженным почерком. Но автор ни разу не мудак, это я забыла разницу между персонажем и автором. Для того есть повод: в книге вводящий в заблуждение квази-автобиографический рассказчик, который даже заимствует отдельные факты биографии автора, хоть и не его личность. Что по прочтении довольно очевидно, потому как узколобому доминиканскому мачо Джуниору, рассказывающему нелепо-трагичную историю брата своей бывшей девушки - непривлекательного, зацикленного на романтических отношениях, графомана и лузера Оскара - попросту не хватило бы глубины и проницательности на такой текст. А вот образованному политическому активисту Джуно Диасу - вполне.
Итак, что в тексте?
1) Очень ловко скроенная трагикомедия с легким мистическим (магреалистическим) флёром. ("история про фуку́", да). Я вообще очень ценю хоршо сработанные композиции, где всего ровно столько сколько надо и ровно в том порядке в котором надо, и даже с завязаными глазами можно увернно скзаать, где тут завязка, где кульминация и к каким жанрам отсылают те или иные формальные приемы. Где-то у меня на подкорке окопался филолог-ретроград, которого не по-детски прет от гармоничных до дыр заношенных форм.
2) История разрушения и эмиграции одной показательной доминиканской семьи в декорациях диктатуры ("жопократии") Трухильо. Причем, большая часть персонажей этой истории - женщины, и здесь - сюрприз! - Джуно Диас одной левой уделает старательных, но неумелеых феминистов вроде Нила Стивенсона, а для этого нужна не только позиция, но и незаурядный талант.
3) Тонны иронии. И сарказма столь темного и едкого, что удивительно как он вообще сходит за юмор. («А вы и не знали, что Доминиканская Республика в двадцатом веке была дважды оккупирована? Не смущайтесь, ваши дети тоже не будут знать о том, что США некогда оккупировали Ирак.») Но сходит. Особенно хороши авторские примечания, я бы с удовольствием прочитала книгу состоящую исключительно из них - пересыпанных испанизмами и отсылками к популярной культуре, безалаберных по тону, но смертельно серьзных по содержанию. Впрочем, это была бы совсем другая книга.
4) И, наконец, признание в любви - вынужденное, вымученное, раздраженное "OK. OK. Te amo" - к родине, которое тем ценнее, чем сложнее взять в толк - а что там, собственно, можно любить? (Но нас таким не удивишь, не так ли?) Что совсем уж внезапно вписывает книгу в большую постколониальную литературу. А это серьезно. Там нужно рядом с Салманом Рушди стоять и Чинуа Ачебе.

бонус

read or die
Ничто (ну, почти) — и уж точно не виньеточные обложки и сомнительной оригинальности названия — не могло подготовить меня к сшибающему с ног, огромному, непонятно каким образом вмещающемуся в такие небольшие объемы текста (...) таланту Али Смит и почти нехудожественной актуальности поднимаемых ею тем. Например, мне грубо напомнили, что чьи-то политические проблемы кажутся нелепыми и даже забавными только с безопасного расстояния. Было ли мне дело до Брексита и европейского "правого крена" до прочтения "Сезонного квартета"? Нет. А теперь? Стыдно, что не было. Вообще нам, в нашем третьем мире, иногда кажется, что там - в их первом - давно наступил "конец истории" по Фукуяме, а потому наша задача - барахтаться из-за всех сил, чтобы утлый наш плот поскорее прибило к их спасительному берегу. Только никакого спасительного берега нет. И узнать об этом столь же тревожно, сколь и полезно. Я бы посоветовала вам сделать это раньше, а не позже. Лучше прямо сейчас и в компании Али Смит. Если я вас убедила, то вот еще совет: не читайте "Сезонный квартет" в хронологическом порядке. Во-первых, "Осень" слабее и туманнее остальных книг квартета и не даст вам в полной мере понять, как он хорош, еще бросите чего доброго, во-вторых, она так тесно переплетена с "Летом", что лучше читать их подряд (то есть третьей и четвертой соответсвенно), в-третьих, если вас хватит ровно на одну книгу, то я хотела бы, чтобы ею оказалась "Весна" - самая магическая и прямолинейная из четырех. Больше ничего рассказывать не буду, пусть и вас тоже застанет врасплох.

бонус

read or die
После того, как разорилась "Амфора", нежно любимая мною не только за название и Лабиринты Ехо, скрасившие мой пубертат, но и за два симпатичных издания (коричневое и черное) собрания сочинений Борхеса, все мы погрузились в эпоху уныния и спекулянтов, когда а магазинах можно было купить только "Алеф", а обладатели остальных текстов вместо того, чтобы беречь их как зеницу ока, продавали по цене кокаина (и пусть им всю жизнь будет за это стыдно). Потом этот безрадостный период сменил другой, по-своему не менее раздражающий: взявшаяся за переиздание Борхеса "Азбука" два (три?) года выбрасывала на прилавки свои стремные полукнижия в блестящих суперобложках, зашибая деньгу на изголодавшихся по бумаге борхесолюбах. Но самые прагматичные и терпеливые знали, что рано или поздно появятся они. И они появились - три приличных толстых сборника (рассказы, поэзия и избранная публицистика/эссеистика), а значит настало время...

Настало время поговорить о Хорхе нашем Луисе дорогом Борхесе. О том, что если вы его еще не знаете и не любите - то вам страшно повезло, потому что в средней читательской биографии не так уж много авторов, встреча с которыми подобна встрече с ним. Хитрожопым эрудитом и интеллектуалом, писавшем на стыке фантастики, магреализма, постмодернизма и черновых набросков к. Чтение которого удивительным образом не утоляет, но усиливает голод к художественным текстам - к их чтению, писанию и ковырянию. А еще его тексты обладают почти бесконечным потенциалом перечитывания, так что, если вы собираетесь на необитаемый остров (ну, или хотя бы в отпуск), он - ваш парень. Правда вам еще понадобится телефон с доступом к Интернету, потому что потенциал гугления - для тех кто любит это дело - еще больше. Это называется постмодернизм.

Единственной преградой, которую я предвижу на пути юного читателя, пожелавшего впервые слиться в экстазе с творчеством Борхеса, может стать современная норма жанра. А именно: в наши дни фантастика существует главным образом в виде многотомных сериалов, и если вы к такому привыкли, то рассказы (и часто очень короткие рассказы) могут остудить ваш пыл, несмотря на все мои попытки его раздуть. Поэтому, если вы не большой любитель коротких форм и не готовы отдавать "Азбуке" свои кровые, просто потому что я так сказала, предлагаю для начала посетить какую-нибудь пиратскую бухту в бескрайних Интернетах и там зайти в художку Борхеса по щиколотки. А тем, кто не доверяет великому и могучему рандому, я буду только рада посоветовать свои любимые тексты. Собственно ради этого я и затеяла писать этот пост.

Итак, вот вам мой тизерный набор, или, если угодно, избранное. Я собрала здесь одиннадцать (почему?) рассказов, представляющих собой, как мне кажется, различные грани алмаза по имени Борхес.

1. "Тлён, Укбар, Орбис Терциус"
Разумеется. Откуда еще, черт возьми, я могла начать?! Это мистификация и фантастическое допущение с миропостроением и даже слегка страшилка. А еще - и это главное - это единственный* известный мне художественный текст, лезущий в мою науку, от которого меня не воротит, пусть даже это и стандартный заход через Сэпира-Уорфа, от которого мы все устали. Впрочем, возможно, читать "Тлён" стоит не первым, а одиннадцатым, чтобы с непривычки не вштырило слишком сильно.

*Ладно, не единственный, "История твоей жизни" Чана тоже не вызвала у меня отрицательных чувств, но на этом все! (я сейчас на вас смотрю Нил Стивенсон и Ребекка Куанг)

2. "Лотерея в Вавилоне"
А здесь можно посмотреть, как Борхес работает с фантастическим допущением попроще (попривычнее?), в антураже знакомого мифа, хитро складывая и разворачивая его, складывая и разворачивая, как оригами, пока не получается целый бумажный мир - пугающий и нездешний, почти Лавкравтовский.

3. "Встреча"
Здесь тоже фантастическое допущение, но еще проще - без миропостроения, а кроме того одна из любимых тем Борхеса - гаучо, аргентинские ковбои и головорезы. В целом, я не слишком люблю рассказы о них: бандитская романтика со всей ее болезненной мускулинностью - не мое. Даже в исполнении Борхеса. Но совсем без гаучо мой тизер к Борхесу был бы нерепрезентативным.

4. "Дом Астерия"
Еще один естественный для меня выбор, объяснение которого, увы, спойлер. Борхес принципиально не считает своих читателей невежественными и любит загадывать им такие вот загадки, иногда мимоходом, иногда целыми текстами, иногда давая разгадки в комментариях или, как здесь, в концовках, а иногда загадочно улыбаясь и предоставляя нам самим искать черную кошку в темной комнате.

5. "Поиски Аверроэса"
А вот вам арабская стилизация + любимые борхесом заходы в теологию (и теософию) основных мировых религий + проламывание четвертой стены с иллюстрацией того, как и зачем он пишет художку - как яркую шуршащую обертку к случайно мелькнувшей (или наоборот - неотвязной) мысли. Часто Борхес разрабатывает какую-нибудь понравившуюся ему мысль снова и снова, и это чем-то напоминает штудии Баха.

6. "История воина и пленницы"
Тут завораживавшая Борхеса тема предательства, на которую он много раз заходил с разных сторон и в разных декорациях, а еще лейтмотивная для его творчества тема тождеств, а еще - это хорошая иллюстрация характерного для Борхеса обманчивого сплава жанров рассказа и эссе, где факты никогда нельзя принимать на веру, под каким бы соусом они не подавались.

7. "Заир"
Тут, конечно, есть и мистификация-страшилка в духе "Тлёна", и вставная история с загадкой в духе "Дома Астерия", и отсылки к собственным рассказам, но главным образом, это про то как весело пудрить читателю мозги, засыпать его фактами (мы помним, что доверять им нельзя), гиперсписками, аллюзиями, игрой в слова. А еще тут можно увидеть как Борхес шутит.

8. "Гуякиль"
И если вам не хватило шутеек в "Заире", вот вам рассказ-анекдот ("Поспорили два еврея..."). Ну и заодно ироничный коллективный портрет эрудитов-постмодернистов, ярким представителем которых является сам автор. Мне кажется этот рассказ можно читать вместо всего восьмисотстраничного "Маятника Фуко" Умберто Эко, который по сути является детальным описанием того, как интеллектуалы меряются размером. Своей эрудиции. И страдают от всяких комплексов по этому поводу. (Эко, впрочем, никогда и не скрывал, кому наследует в своем творчестве, и замысловатым образом посвятил Борхесу свой лучший роман - "Имя Розы", сделав того тезкой одного из персонажей.)

9. "Преступных дел мастер Монк Истмен"
Этот рассказ раскрывает довольно неожиданную грань творчества Борхеса - обычно не слишком интересующийся психологизмом и прочей детальной проработкой персонажей, он тем не менее умеет писать на редкость запоминающиеся портреты, если захочет.

10. "Смерть и буссоль"
Если бы Борхес только захотел (например, был падким до денег и сомнительной славы), я убеждена, он, мастер твистов, мог бы стать самым известным детективщиком в истории литературы. В духе Мишеля Бюсси - только крупнее колибром. Но при всей его любви к детективам, Борхес все-таки был спринтером (и бескорыстным трикстером к тому же), ему никогда бы не хватило дыхалки (и запала) водить читателя за нос дольше десяти страниц. Но на десять страниц его всегда хватало. Это один из его "как бы детективных" рассказов.

11. "Евангелие от Марка"
Совершенно восхитительная штука, но, к сожалению, почти все, что можно о ней сказать, будет спойлером. Если обтекаемо, то: вас ждет фирменный ироничный юмор, Аргентина, аллюзии, жуть, небанальная идея и, разумеется, финальный твист.

И заканчивая на этой загадочной ноте, не откажу себе в ностальгическом honorable mention: мое собственное знакомство с Борхесом началось с рассказа "Вавилонская библиотека" - жуть, интеллектуальное задротство, миропостроение - и я была обречена.
Тем, кто начинает свое погружение в Борхеса - желаю удачи и надеюсь, что вам понравится. А те, кто уже плавал и знает, при желании могут поделиться своими списками где-нибудь в комментариях.

read or die
Романы взросления - один из моих самых любимых и читаемых жанров. Юные люди с их восприимчивостью, хрупкостью и огромным нерастраченым потенциалом вызывают во мне смесь нежности и тревоги, готовности понять и желания защитить, какие я не нахожу в себе для взрослых. Может быть, таким странным способом я пытаюсь дотянуться и обнять маленькую себя? Обретя стойкость и понимание, которыми не обладала, вернуться в прошлое и провести себя за руку в более счастливое настоящее? Так или иначе, в мире, где взрослые (даже неплохие взрослые) все еще повсеместно, регулярно и безнаказанно принуждают (в том числе используя физическое и психологическое насилие), обманывают (и газлайтят) и ранят детей (не извиняясь и даже в последствие не осознавая и не признавая, что были неправы), я всегда была и буду на стороне угнетенных, даже если сама уже стала потенциальным угнетателем. А еще я никогда не понимала, почему люди, совершенно негодные на то, чтобы быть родителями (почти все, кого я вижу на улицах с малышами) заводят детей. Из-за бездумного подчинения норме? Из садисткого желания тиранить хоть кого-нибудь? Просто по глупости? Увы, от любых попыток ограничить деторождение веет стремной антиутопией, а значит решать эту проблему придется по-другому: просвещать угнетателей. Писать и писать и писать романы взросления.

Джейсон, 13 лет
"Под знаком черного лебедя" Дэвида Митчелла

И вы не удивитесь, но да, я считаю, что это лучший роман Митчелла из всех написанных на сегодняшний день. Хоть и понимаю, что для него это во многом игра в жанр. Но игры такая вещь - начнешь вроде не всерьез, а потом увлечешься - и гляди ж ты, полезли воспоминания о собственном провинциальном английском детстве из щелей... В общем, это не только правдоподобно психологичная и при том затрагивающая неожиданные темы книга (например), она еще и написана не без игривого литературного изящества, что вообще характерно для Митчелла, но совершенно нетипично для жанра. Например, то, как сделаны названия глав - если это его собственное изобретение (малообразованная я не в курсе), то оно должно быть поименованно в его честь и на его же примере разбираться в школах литмастерства. (Хотя когда он попытался повторить тот же прием в "Утопии Авеню", у него не получилось. Словно он сам не вполне понял, что сделал в первый раз.) Хороши и развязанные развязки глав, и ограниченность времени-места, словно из классической драматургии взятые, и закольцован роман мастерски. Даже выход на Митчеловскую "мультивселенную" в этот раз показался мне особенно тонким и уместным - да, мы опознаем постаревшую, но не утратившую характера барышню Еву из "Облачного атласа", но она тут не только пасхалки ради, а вполне себе необходима для раскрытия главного героя и его сложных отношений с литературным творчеством... В общем, Митчел, с одной стороны, пишет роман взросления, по-серьезному, не выделываясь, но при этом никому не дает забыть, что он тут автор, известный своими полифоническими постмодернистскими романами. Подводя итоги: читать и любить - рекомендую, составлять впечатление о творчестве автора по этому роману - нет. Все остальное у него не такое.

бонус

Оскар, 9 лет
"Жутко громко, запредельно близко" Джонатана Фоера

Если вы внезапно не знаете о чем книга, не видели ни одной спойлерной обложки или аннотации, постарайтесь сохранить это неведенье, приступая к чтению. Это книга о скрываемых травмах, и потому вам не расскажут на первой же странице прямо в лоб и во всех деталях, что, как, с кем и когда произошло, но будут подсовывать одну деталь за другой, создавая иллюзию осторожного ковыряния незаживающей раны. Это история о шиле в мешке души. О занозе в сердце. О том, что некоторые вещи можно не пережить, даже оставшись в живых. О том, как можно быть сломанным внутри, оставаясь целым снаружи. Ну и о ценности человеческих связей для исцеления, конечно, о том, что уходя в себя и отталкивая окружающих, мы ступаем на опасный пусть без возврата.
А вот если вы (как и я) давным-давно знаете о чем книга и именно поэтому ее и не читаете (как и я до сего рокового момента), то вот вам мой большой спойлер, смысл которого - прочитайте и приятно удивитесь. большой спойлер

бонус

Дэниел, 14 лет
"Скиппи умирает" Пола Мюррея

Ирландия, пристижная - и очень дорогая - католическая школа для мальчиков, средние классы. Даниел, по прозвищу Скиппи, и его приятели заняты всем тем, чем обычно занимаются мальчишки их возраста - препираются и подначивают друг друга, занимаются спортом, играют в компьютерные игры, бояться строгих учителей и дразнят слабохарактерных, влюбляются в молоденьких учительниц, болтают о девочках, болтают о сексе, болтают о теории струн, едят пончики, звонят домой родителям, наряжаются на Хэллоуин. И все это заурядное мельтешение происходит накануне трагедии - мы знаем, что Скиппи не доживет не только до 15, но даже до Рождества: он упадет на пол пончиковой и скончается от передоза - то ли случайного, то ли намеренного - каких-то лекарств, которые никто ему не прописывал. Об этом мы узнаём на первых пяти страницах. (На первый взгляд - из какой-то эмоционально плоской, почти комической сцены, но подождите до конца - и она перестает казаться вам таковой.) Следующие две трети книги мы пытаемся понять, как так вышло. Спойлер А в последней трети - узнаём еще спойлер и охреневаем. Вся последняя треть книги отведена под непрекращающееся охреневание читателя. Если бы в книге не было третьей части - она была бы очень хорошей книгой. Третья часть делает ее незабываемой. А еще тут есть порнография, насилие и наркотики, так что держите книгу подальше от впечатлительных несовершеннолетних, хоть ровно о них она и написана.

бонус

Кристофер, 15 лет
"Загадочное ночное убийство собаки" Марка Хэддона

Это короткая повесть, основное назначение которой - погрузить вас в мир юного сохранного аутиста, позволить вам хотя бы эмпатически пережить все те сложности, с которыми вам вероятнее всего никогда не придется иметь дела, и восхититься смелостью и недюжинными интеллектуальными усилиями, которые требуются для их преодоления. И хотя она едва ли в должной степени сможет подготовить вас к взаимодействую с аутистами, достаточно будет, если она подтолкнет вас к пересмотру ваших представлений о нормальном поведении и смягчению ваших ожиданий по отношению к другим - может быть, совершенно не похожим на вас - людям. Вряд ли вам так сразу удастся отказаться от "нормальные люди не кричат лежа на полу в общественном месте" или "нормальные люди не писаются, потому что им не понравился общественный туалет", но есть бессчетное количество других гораздо менее шокирующих поступков, которые приводят вас в возмущение вместо того, чтобы вызывать сочувствие, а если вы еще и родитель (а значит обладаете практически неограниченной властью над полностью зависимым от вас существом) - заставляют вас наказывать, вместо того, чтобы остановиться и подумать. Хуже всего то, что часто дивиантное поведение и проблемы-то никакой не создает, но мы автоматически одергиваем, запрещаем, заставляем просто потому что у нас есть власть и нет причин ею не воспользоваться. Эта книга может дать вам причины нехитрым, но действенным способом - разрешит влезть в чужую шкуру и, пока вы в ней, хлестнет пару раз наотмашь.

бонус

Элвуд, 16 лет
"Мальчишки из «Никеля»" Колсона Уайтхеда

Исправительные школы для подростков - тема хорошо проработанная в литературе. Хорошо, но недостаточно. Достаточно будет, когда жизни сложных подростков с этих школ будут начинаться, а не заканчиваться ими. А если вы не верите, что так бывает, почитайте про питерский цирк "Упсала" - возможно, это отчасти вернет вам веру в людей. И в общем-то всё.

бонус

read or die
Для тех, кто предпочитает non-fiction художке, и тех, у кого этим летом есть возможность читать лишь урывками, в коротких передышках между реальной жизнью, у меня тоже припасена рекомендация - недавно упавшая на меня годнота "1913. Лето целого века" Флориана Иллиеса. Очень тематично и сезонно, нет? Кроме шуток, на редкость хороший исторический (документальный?) научпоп, хоть мне и кажется, что все упомянутые на страницах должы были бы собраться и набить автору морду лица, если бы уже не умерли (А выпедривающиеся Ad marginem, могли бы сжалиться над теми, кто любит читать в транспорте, и не делать такую мнучую и пачкучую бумажную обложку, но это я, конечно, капризничаю.) Более того, в русском переводе имеются еще две книжки Иллиеса в том же духе ("Любовь в эпоху ненависти 1929-1939" и "1913. Что я на самом деле хотел сказать"), до них я еще не добралась, но вряд ли они чем-то хуже.

бонус

read or die
Пока я коплю силы и слова на второй плей-лист, лето уходит, а между тем, у меня в загашнике имеется увлекательнейший приключенческий роман, подходящий для отпусков и каникул своим темпом и объемом, а кроме того существующий в хорошей начитке (я под нее болела). Это я про "Птичий город за облаками" Энтони Дорра, который переводчики почему-то постеснялись назвать "Заоблачным Кукушгородом" ("Cloud Cuckoo Land" в оригинале). О нем, как мне кажется, недавно говорили из каждого утюга, но может именно это вас отпугнуло? Еще его сравнивали с "Облачным атласом" Митчелла, что ни в коем случае не плохое сравнение, но как мне кажется, не отдает ему должного: да, здесь как и в "Атласе" несколько симпатичных персонажей, связанных между собой тонкой нитью, и смесь исторического, современного и футуристического (фантастического) пластов, но при этом гораздо более цельная композиция, фактура, как мне кажется, богаче и проблематика проработана глубже. С другой стороны, нет игры в жанры, как в "Атласе"(что не минус, а просто факт). Это история обо всем хорошем и всем плохом, что представляет и будет представлять собой человеческая культура и для себя самой, и для остального мира. Она хороша фасеточностью взгляда, нежностью эмпатии, маригинальностью персонажей и, конечно, языком, потому что, заглянув под обложку, вы увидите, что в переводе участвовала Доброхотова-Майкова. Ну, и как любой хороший приключенческий роман, он несет в себе огромную порцию эскапизма, которая лишней сейчас никому не будет.

бонус

read or die
У меня тут в прочитанном неожиданно образовались две тематические подборки - книжки о музыке и вокруг нее и романы взросления (о мальчиках). Так что я решила не бороться со случайностью и не мудрствовать лукаво - а собрать их в два плей-листа. Сегодня первый, под условным названием "Люди музыки". Если вам есть, что к нему добавить - не стесняйтесь.


трек 1: Творческая смелость и человеческая трусость

Что вам стоит знать прежде, чем браться или не браться за "Шум времени" Барнса. Как биографическая и историческая работа эта книга не расскажет вам ничего нового (по крайней мере ничего существенного нового): ни о Шостаковиче, ни о сталинских репрессиях, ни о Брежневской оттепели. Все что нужно знать о тоталитаризме и государственном терроре вы уже скорее всего знаете, а если не знаете, то для этого имеются другие книжки, а эта, вообще говоря, не претендует. О Шостаковиче же вам, на самом-то деле, и НЕ НУЖНО ничего знать. И вот в этом, кажется, весь замысел книги, и им она неожиданна хороша. Люди, говорит Барнс, с одной стороны гораздо сложнее, чем их портреты, а с другой стороны - гораздо скучнее в большинстве своем. Даже люди, что делают новое и порой великое, сами, как правило, не новы и не велики. Но какое это имеет значение?

бонус


трек 2: Самба и страсть

Я видела, что "Воздух, которым ты дышишь" сравнивают с "Неаполитанским квартетом" Ферранте. Я понимаю почему, но считаю, что зря. Кроме того, что взбалмошная, пустоголовая, хрупкая и зависмая от любви окружающих Граса ("Воздух") совсем не похожа на неистребимую и цепкую как сорнияк, не боящуюся всеобщей нелюбви и гениальную буквально во всем Лилу ("Квартет"), а независимая, сильная и преданно влюбленная Дориш ("Воздух") не имеет ничего общего с запутавшейся в своей жизни и желаниях, почти безликой Эленой ("Квартет"), "Неополитанский квартет" слишком большой - и по объему и по хронологии - чтобы целиком умещаться в прямолинейную историю о зависти-восихищении-соперничестве. Нет у Ферранте и трагической истории успеха-и-краха (разве что любую жизнь после определенного количества прожитых лет можно назвать крахом - наивных надежд и простых представлений о мире), нет Бразилии и США (а значит нет темы колониализма), но есть Италия (а значит есть правые и левые радикалы и послевоенная разруха), наконец, нет главной темы "Воздуха" - страсти к избранной профессии, "предназначения", того, ради чего можно жить, и из-за чего можно по неострожности умереть. Именно это делает "Воздух" историей о людях музыки, не только о людях, хотя и о них, конечно, тоже. И это хорошая история, достойная своего, независимого от "Квартета" места.

бонус


трек 3: Рок-н-ролл и все-все-все

Я не настолько олдскульна, чтобы всерьез фанатеть по Битлам и Леонарду Коэну, но вся песенная музыка, что по-настоящему меня пробирает, безусловно не появилась бы без этой эпохи и этого места - лондонского "сцениума" 60-70-х. Попытка ее/его воссоздать как минимум любопытна, особенно если подойти к ней основательно и крутить всю музыку, упомянутую на страницах "Утопии Авеню", в процессе чтения. Книжка, впрочем, далеко не самая сильная у Митчелла, и начинать знакомство с автором отсюда я бы не советовала точно (а советовала бы нестандартно - с "Лужка черного лебедя", или стандартно - с "Облачного атласа"). Из минусов: 1) тем, кому "производственный роман" о создании рок-н-рольной группы не интересен сам по себе, наверняка не хватит сюжета, он имеется только у одного из трех основных персонажей и заканчивается станиц за шестьдесят до конца появлением бога из машины, 2) тех, кто будет читать по-русски, как я, наверняка будет слегка коробить на лирике, не смотрела, что там в оригинале, но в переводе она откровенно слабая, что роняет градус доверия, если вы понимаете о чем я, 3) мне кажется, что без предварительно прочитанных "Тысячи осеней Якоба де Зута" и "Костяных часов" (как минимум) теряется процентов тридцать удвольствия от наблюдения за происходящим (а развязка единственного сюжета - уже даже не деус экс махина, а полноразмерный рояль в кустах), это восьмая и последняя книжка из тесно переплетенной литературной вселенной Митчелла, и он этим пользуется направо и налево. Из плюсов: 1) Дэвид Митчелл из тех, кто помещает в свои книги преимущественно приятных персонажей, и как минимум парочку совершенно очаровательных, здесь, например, есть Джаспер де Зут и Левон Френкленд, 2) те, кому нравятся "истории успеха", underdogs и прочие из-грязи-в-князи получат именно то, что любят, 3) те, кто прочитал у Митчелла все или почти все, насобирают полную корзину отсылок к предыдущим книжкам, если вы такое любите, конечно, я вот люблю, 4) Митчелл всегда пишет хороший текст, а эта книжка из тех, что принято называть "атмосферными", так что если вы достаточно олдскульны и "просекаете" эпоху, вам может оказаться приятно встретить под столом Ленона и выкурит косячок с Джоплин.

бонус

трек 4: Винил и мудаки

Сама от себя не ожидала, но в этом плейлисте четвертая композици - "Hi-Fi" Ника Хорнби - моя любимая. Познакомьтесь с главным героем: это Роб Флемминг, он задница. По началу так может не показаться, но чем дальше, тем безапелляционнее вердикт: он законченная, стопроцентная, неисправимая задница. Он завистливый, эгоистичный, ворчливый, зацикленный на себе, инфантильный тип, оправдывающий свое ни в какие ворота не лезующее поведение, чем бы вы подумали? Поп-музыкой. Вернее, "насаждаемым" ею представлением о романтической любви. А еще он владеет претенциозным магазином виниловых пластинок и считает хороший музыкальный вкус - единственной бесспорной человеческой добродетелью. А еще у него очень запутання личная жизнь. Но книжка из всего этого выходит на удивление здоровая, задорная и слегка вправляющая мозги, если они куда-нибудь не туда сдвинуты. Наверное, прочитать ее в 18, мне бы было полезнее (хотя в том возрасте, она бы мне едва ли понравилась), но вообще говоря никогда не поздно напомнить себе о том, что на самом-то деле ты - вопреки расхожей мудрости - совсем не то, что ты любишь. Я могу гордиться своими книжками и альбомами, своими картинами и безделушками, своими платьями и шляпками, своими рецептами и своим плейлистом, и всем своим культурным и интеллектуальным багажом заодно, но они не добавляют мне ни капли храбрости, великодушия или самоотверженности, которые отличают хороших людей от нас остальных. Как-то так. А! Еще в названии у книжки - классная ирония. High Fidelity. "High-ха-ха-high!" - как кашлял в одноименной песне Василий К.

бонус

read or die
Прочитала на днях жуткую сказочку Моны Авад "Всё хорошо" с отрицательной аркой персонажа в духе "Макбета", хоть и не столь грандиозной, и фантастическим допущением a-la "Interstate 60", но честнее. Там много о боли (физической) и эгоизме, много о фиксации на себе и проекции на других наших собственных желаний и мыслей, а еще там о театре и Шекспире, причем как в тексте, так и в композиции, сюжете и списке персонажей (которые все gender switch, а почему бы и нет?) Если бы я знала, что именно беру читать (литературную игру и мистический триллер), я бы лучше подготовилась, выбрала момент и в итоге пищала бы от восторга, а так я несколько ошарашена, но в целом довольна. Вам бы я посоветовала читать Мону Авад вместе с Шекспиром, добавив ее после пары пьес (скажем, актуальных для текста "Все хорошо" и "Макбета"), как эллины добавляли после трех трагедий сатирическую комедию на ту же тему. Докиньте туда же "Чуму на оба ваших дома" Горина вместе с "Ромео и Джульеттой", мертвых Розенкранца и Гильденстерна Стоппарда и первый сезон "Slings and arrows" (2003) вместе с "Гамлетом" и и BBC-шное переложение "Укрощения строптивой" (2005) c очаровательнейшей Ширли Хендерсон вместе с оригиналом - и вот вам рецепт превосходного Шекспировского загула.

P.S.А "Короля Лира", кстати, советую посмотреть в постановке Юрия Бутусова (вот тут, например: www.youtube.com/watch?v=SZkw4rUK910).

бонус

read or die
Знаете ли вы о существовании антипода Букера, выдаваемого, как и положено антиподу, на противоположной стороне года, в конце весны - Women's Prize (for fiction). И даже не так. Знаете ли вы, что это очень хорошая премия, за которой имеет смысл следить? И не только потому, что она хороша как идея (предание), но и потому что жюри регулярно справляется отобрать из многого и разнообразного хорошее, но читабельное. По крайней мере, таково мое впечатление. Беглым взглядом: Элизабет Страут, Сюзанна Кларк, Энн Пэтчетт, Донна Тартт, Хилари Мантел... Практически все, кто мне нравился или привлекал внимание в последние годы (из пишущих по-английски) как минимум попадали в лонглисты. (Все еще не прочитанные "Мисс Бирма" и "Половина желтого солнца" укоряюще смотрят с полок.) Мне как читателю и феминистке такое положение вещей крайне симпатично. Лонглист этого года уже опубликован (это делают как раз перед днем солидарности в борьбе за права женщин, можно завести себе традицию читать его 8 марта вместо глупых пожеланий "любви и женского счастья"), и в англоязычном буктьюбе его вовсю обсуждают (www.youtube.com/watch?v=XtZ7SLcg6zY&t), но до нас он (частично) доберется только через год или около того, поэтому поговорить я хотела не столько о премии, сколько о пролетевшей в этом году мимо нее Зэди Смит.

Я прочитала не только что опубликованную (и пролетевшую) "The Fraud", не победную "О красоте" (2006), а почти победную и дебютную "Белые зубы" (шортлист 2001). И хочу со всей ответственностью заявить, что если у нее есть что-то лучше, то я решительно не понимаю, куда уж лучше, но намерена выяснить не откладывая. В книге хорошо все. И восхитительный истинно английский (от истиино не англичанки, что особенно доставляет) юмор a-la Терри Пратчетт для взрослых: полукарикатурные, но живые персонажи, остроумное ехидство, абсурдные повороты, вот это все. И длинная, ничего не обещающая завязка с бабушками, прадедушками, фашистами, случайными любовницами и бывшими женами. (Нет, правда, без всего этого никуда.) И стремительный полный саспенса и подвязывающий все концы финал. (Кто вообще ждал выхода на кульминацию? Я не ждала, очень удивилась.) И, конечно, полные нюансов и психологизма (человечности) центральные темы, ради которых все это, конечно, и писалось: постколониальный мир глазами эмигрантов (два правила), средний класс глазами рабочего, старшее поколение глазами младшего (вернее двух младших), схлестнувшееся рациональное и иррациональное в лице левых и правых радикалов и ничуть не менее нелепых либералов по центру. Это решительно лучшие маргиналии к недавно советованному мною сэру Салману Рушди, какие только можно придумать. (Ведь это он мелькает неназванный, но сжигаемый, в середине повествования, мне не показалось?) Возможно, это даже лучше самого Рушди. Как Women's Prize, возможно, лучше Букера. Возможно. Кто возьмется судить беспристрастно?

бонус

read or die
Преисполнившись уважения к помазывающей на славу длани Букера, кого пошла я читать вслед за Мантел? Кто, трижды коронованный, смеялся над гримассой, оставленной на челе моем Маркесом? Для чего стоило претерпевать и доживать до дряхлых моих седин, искать и не находить раскупленный тираж, а после снисходить до грязно-серой пухлости корпусовского переиздания? И хватит ли обезьянничать стиль Салмана Рушди и сказать прямо: я прочитала "Детей полуночи", трижды награжденных Букером, и это была такая восхитительная магреалистичная трава, что остается лишь удивляться, почему из каждого утюга гремит "Сто лет одиночества", а не "Дети полуночи".

бонус

read or die
...и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня... Вообще-то две трети книги я была убеждена, что она меня не впечатляет. Персонажи слишком нарочиты и совершенно не в моем вкусе, в тексте много повторов и длинот, язык, правда, местами хорош, но другими местами не то чтобы очень, да и вообще не фанат я детективного жанра, скажем честно... Но. Во-первых, прочитала я "Черные кувшинки" за одну ночь. Во-вторых, было мне в итоге очень грустно. В-третьих, несколько дней спустя мне все еще грустно, и в голове крутится цитата из Грина. Наверное, это значит, что книга на самом деле хороша, а я фигов сноб. Или что мне особенно больно в этом месте. А кому не больно читать про несложившееся, неслучившееся и почти подошедшее к концу? А. Еще структура, за которую так любят автора - вся эта его игра с читателем - действительно неплоха, хоть и есть в ней пара искусственных шарниров (имена, например), чтобы найти все швы, придется однажды перечитать, а это значит, что построено хоть и искусственно, но весьма искусно. Рискните. Мало ли.

бонус

22:45

4321

read or die
Нью-Йорк 60-х. Американские евреи первых, вторых и третьих поколений, неспокойные черные кварталы, баскетбол, бейсбол, демократы, республиканцы, расцвет левых движений, студенческие бунты, богемный Париж, самиздат, журналистика, искусство и предпринимательство, маленькая жизнь в большом мире: взросление, очарования и разочарования, достижения и провалы, драмы и трагедии, откровенное и сокровенное. Странно, но до этой книги - которая вообще-то глубоко психологичный роман взросления, а не исторический роман - ни город, ни страна не интересовали меня совершенно, а теперь как при случайной встрече на улице с не самым приятным знакомым, сложно отвернуться и сделать вид, что не видел, не помнишь. Книга огромная и хорошая вся целиком, хотя, не стану врать, композиционная задумка осталась мне неясна. Не похоже, что дело в самой игре с читателем. Особенно если учесть, что аннотация спойлерит ее и тем самым губит в зародыше удовольствие от обнаружения первых расхождений. Жизни довольно схожи, чтобы контраст между ними не мог быть целью. Я всю книгу подозревала хитро устроенный любовный роман, но нет, развязка говорит, что это не он. (Или все-таки он, а я ждала не того? Может ли любовный роман быть про "ну вот вообще не судьба"?) Возможно, автору было мало одной истории, чтобы нарисовать полотно такого масштаба? Не удивлюсь, если так. Еще кажется, что история могла бы продолжаться, не обрываясь на юности, но может дело в настольгической автобиографичности? Иногда кажется, что все решительные повороты происходят в детстве и юности, а мы - унылые взрослые - лишь пожинаем плоды. Фигня это, но. В общем, не знаю. Если у вас есть идеи, делитесь.

Ах да. Если возьметесь читать, а я настоятельно советую попробовать, то у меня есть еще одна рекомендация. Посмотрите "Do the Right Thing" Спайка Ли, мне кажется, эта штука особенно ярко раскрасила и озвучила мне Нью-Йорк Пола Остера в той его части, где он черен, хотя Остер, конечно, и сам справляется с этим на отлично.

бонус

read or die
А теперь про книги.

Если вы читаете исторические романы, но до сих пор проходили мимо кромвелевской трилогии Хилари Мантел, немедленно развернитесь и идите прямо в ее направлении не сворачивая. Единственное, что вероятно должно помешать вам получить удовольствие от романов, это прочно сложившееся и очень эмоциональное негативное отношение к Томасу Кромвелю как к историческому персонажу (или такое же позитивное к Томасу Мору). В таком случае, даже уговаривать не буду, сама знаю, как сильно раздражают тексты выгораживающие моих персональных злодеев или поливающих грязью моих персональных героев. Но если вы готовы отнестись к Кромвелю Мантел как к персонажу литературному или же воспринимаете его как фигуру противоречиво-нейтральную (или даже положительную? есть такие?), то вы поймете откуда два Букера очень быстро. Жюри купили. Центральный персонаж - это соль, мед и перец всех трех романов. Ради того, чтобы полюбоваться его умом, деловой хваткой, принципиальностью и решительностью, послушать его ироничные реплики, посмотреть на мир его мудропечальными, но властными глазами, вы не поморщившись проглотите все сложные многоименные политические интриги, составлющие сюжет книг, и заинтересуетесь всеми далекими от современности проблемами шестнадцатого века (а было ли вам дело до английского перевода библии раньше? упразнения монастырей? жен и наследников Генриха?). Или так кажется мне, потому что для меня персонаж Мантел - прямое попадание в сердце? Если вам понравился Борочный цикл Стивенсона, то Кромвелевский цикл Мантел - восхитительный приквел, продляющий линию протестантов-Уотерхаузов назад к истоку. И перевод, кстати, тоже Доброхотовой-Майковой, так что можете представить себе как вкусен и красив русский текст. Вот вам кусочек.

бонус

read or die
Это не про книги. Это моя попытка сделать мир немного легче для тех случайно забредших сюда душ, кого это касается. Я вас вижу. Я знаю, что вы в себе несете. И я хочу поделиться с вами своим опытом в надежде, что вы найдете в нем точку опоры. Вот он.

читать дальше

read or die
А потом случилось плохое. Страшное. Непредставимое. Непоправимое. Вчера она улыбалась, ждала весну, строила планы, а назавтра случилось завтра, и я слышу в своей голове ее саркастические замечания о ее собственных похоронах, и от этого слезы текут еще сильнее. Нелепое действо, поп, пластиковые венки, смешной куличик из песка над ямой, куда закопали тело, которое еще совсем недавно могло порождать ее. Бесстрашную. Неостановимую. Несокрушимую. Мою знакомую Артемиду, радугу и цветок. ...Славьте и громче! Темью и ранью! Вот она с гончей, вот она с ланью. В листьях, как в стаях, нощно и денно, с непоспевающей за коленом тканью - запястье - повязка - гребень - в опережающем тело беге... Два месяца не могу осознать. Два месяца не знаю, что с таким делают. И делают ли что-то.